Подведены итоги общероссийского конкурса среди симфонических оркестров. Большая оркестровая премия «440 герц» в феврале 2022 года объявила о своем рождении и приеме заявок, а в декабре подвела итоги первого конкурсного цикла. Уникальность «440 герц», в первую очередь в том, что среди массы премий театральных, литературных, кинематографических, долгое время концертная и филармоническая практика, в рамках которой функционируют симфонические оркестры, ничем подобным отметиться не могла. Придумать нечто похожее на «Золотую Маску» для филармоний мешало то обстоятельство, что концертная программа в отличие от спектакля, живет недолго, в лучшем случае может быть повторена несколько раз, но чаще остается единственным фактом исполнения. И это делает работу экспертов практически неосуществимой.
Сегодня в филармонической практике на первый план выходит формат онлайн-концерта и онлайн-трансляции. Идея взять за единицу конкурсного измерения симфонический концерт, имевший прямую трансляцию, принадлежит петербургскому музыкальному критику и эксперту Надежде Маркарян. Вместе с небольшой командой она разработала формат конкурса, систему номинаций и придумала название: «Что может быть интегралом для всех симфонических концертов и символом оркестровой культуры в целом? Конечно же, нота «ля», на все лады звучащая перед всеми концертами во всем мире: 440 герц и есть та самая нота». Быть президентом Большой оркестровой премии «440 герц» дал согласие крупнейший отечественный дирижер Юрий Темирканов, а возглавить жюри согласились наследники двух самых знаменитых отечественных композиторов XX века, чьи произведения должны были непременно быть в исполняемой конкурсной программе (2021 год был юбилейным для обоих): Максим Шостакович и Габриэль Прокофьев. Идея новой премии получила поддержку Президентского фонда культурных инициатив. Летом в рамках проекта на базе Санкт-Петербургской филармонии был проведен образовательный курс «Филармония онлайн», и специалисты Московской филармонии щедро делились опытом в деле трансляций академической музыки из концертных залов. Вчера в присутствии гостей и прессы вскрывались конверты с именами лауреатов, всё транслировалось в прямом эфире, а призы — изящные прозрачные статуэтки с логотипом премии — позднее отправились по адресам. В числе более трех десятков присланных заявок ( в стране — около сотни симфонических оркестров) оказались известные российские коллективы, и география конкурса даже для первого раза впечатляла своим охватом: 18 российских регионов, города от Белгорода до Якутска. Отсутствие топовых столичных оркестров (кроме московского «Musica Viva») интригу не отменило, но позволило жюри отметить как известных региональных лидеров: оркестры из Казани и Екатеринбурга, так и достижения многих российских коллективов, включая оркестр Астраханского оперного театра. В номинации «Дирижер» победителем стал Александр Сладковский с программой руководимого им оркестра республики Татарстан, а за трансляцию этого концерта (номинация «Качество трансляции») премию получил Зал им.Чайковского Московской филармонии. Первым лауреатом в номинации «Соло с оркестром» повезло стать скрипачу Гайку Казазяну, выступавшему с Томским симфоническим оркестром. «Событием» жюри признало челябинскую программу «Прокофьев» (дирижер Адик Абдурахманов, ведущий — Юлиан Макаров). Номинация «Слово о музыке» досталась Артему Варгафтику, номинация «Аккомпанемент» — Анатолию Левину и оркестру Московской Консерватории, а номинация «Гость» — английскому пианисту Джордж Харлионо, игравшему с оркестром «Musica Viva». Этот же московский оркестр и дирижера Александра Рудина отметили в номинации «Стилистическая точность исполнения». Едва ли не главная номинация «Симфонический концерт» досталась Уральскому филармоническому оркестру под управлением Дмитрия Лисса. В Екатеринбург отправилась и внеконкурсная номинация «Меценат», ее получил Владимир Черкашин, возглавляющий «Благотворительный фонд поддержки УАФО».
Надежда Маркарян, музыкальный критик, эксперт: «Есть только два вида искусства, где контакт с публикой происходит здесь и сейчас, где с современником всегда «говорит» современник. Это театр и музыкальное исполнительство. Однако театру повезло больше. В его афише спектакли повторяются. А в филармонической афише — нет. Именно поэтому симфоническая культура долгое время была обойдена экспертным вниманием и участием в национальных премиях. Ситуацию изменили трансляции, ставшие частью концертного процесса. Они продлили жизнь симфонической программы, и музыкальное исполнительство получило, наконец, свою «Золотую маску». Ею стала Большая оркестровая премия «440 герц». Высокий исполнительский уровень лучших оркестров российских столиц — факт хорошо известный. Но что регионы богаты прекрасными оркестрами, что столько креатива вложено в создание оригинальных программ — это было для меня совершенно неожиданно. Как и то, сколько коллективов захотели принять участие в конкурсе. Число тридцать шесть в первый же год — кажется мне показателем необходимости такой премии.»