Цифровые технологии в древнегреческих трагедиях

В этом году одной из главных тем театрального фестиваля «Эпидавр», проходящего сейчас в Афинах, стали новые цифровые тренды и то, как они влияют на личность, если посмотреть на этот процесс через призму античной философии.

«Эпидавр» является одним из старейших постоянно действующих фестивалей в Европе. На протяжении 68 лет он фиксирует новые театральные решения, в том числе связанные с технологическими экспериментами, которые помогают делать произведения Софокла, Еврипида, Аристофана  и других великих классиков актуальными и понятными зрителям любой эпохи.

Например, «Вакханки» в постановке Элли Папаконстантину — это оригинальное прочтение трагедии Еврипида, сплетающее воедино древний миф и исследование современной свободы самоопределения, использующее видеомэппинг, трансляции, танец, звук и при этом опирающиеся на мистический опыт человечества. Главный герой спектакля Дионис погружается в туманный мир желаний и мифических злодеяний, чтобы высказаться о пост-апокалипсисе перед лицом приближающейся катастрофы.

Современная костюмированная версия «Ипполита» в постановке руководительницы фестиваля Катерины Евангелатос, является еще одним примером радикального подхода к классике. В адаптированной ей античной истории богиня Афродита все время находится на сцене с камерой в руке, снимая свой собственный фильм о драме, произошедшей между ней и Ипполитом.

Еще одна смелая реинкарнация еврипидовского текста с помощью современных технологий– «Медея» в постановке известного немецкого режиссера Франца Касторфа. Театр Касторфа — инновационный, основанный на интенсивном визуальном языке и поразительно интенсивной манере актерской игры. И чтобы зрители могли в полной мере ощутить артистическую экспрессию, Касторф в своем спектакле использует видеопроекции и крупные планы пяти актрис,которые одновременно играют заглавную героиню великой трагедии.