Конференции «Достоевский и мировая культура» проходят в Музее Достоевского в Петербурге ежегодно, начиная с 1974 года.
В программу включаются доклады по самому широкому спектру проблем, связанных с изучением жизни и творчества писателя. Цель этой ежегодной конференции — рассмотрение и обсуждение фундаментальных проблем, связанных с восприятием творчества Достоевского в современном мире, влиянием его духовного наследия на художников, мыслителей, религиозных и политических деятелей ХIХ — ХХ века; изучением вопросов проблематики и поэтики произведений, театральных и кинематографических интерпретаций, малоизвестных страниц биографии писателя. По материалам конференции издается альманах «Достоевский и мировая культура», в который входят лучшие доклады конференции. Мероприятия конференции 2022 года будут представлены и в онлайн трансляции.
В этом году в рамках XLVII конференции «Достоевский и мировая культура» в Музее Достоевского состоялся спектакль-концерт «Исповедь Мармеладова. Покаянные стихи XVII века и Достоевский». Это совместная постановка сотрудников Научно-исследовательской лаборатории русской музыкальной медиевистики имени М.В.Бражникова Санкт-Петербургской консерватории и Санкт-Петербургским драматическим театром «Странник». В основу спектакля-концерта положены древнерусские песнопения из нотированных рукописей XVII века — т. н. «покаянные стихи», на протяжении столетий служившие своеобразной исповедальной лирикой и расшифрованные с крюковой нотации специалистами-музыковедами. Традиция создания «покаянных стихов» уходит корнями в XV столетие, когда в монашеской среде получили популярность песнопения, исполняемые вне стен храма и запечатлевшие внутренние движения кающейся человеческой души. В постановке средневековые плачи о грехах, задумчивые размышления о превратностях человеческой жизни, фантастические видения рая и трепетное переживание грядущего Суда вступят в диалог с пронзительной исповедью «маленького человека» Нового времени — Семена Захаровича Мармеладова из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Голос кающегося человека XVII века по-новому зазвучит в контексте великого литературного произведения, свидетельствуя о преемственности образа страдающего «маленького человека» в русской духовной культуре.