На протяжении всей своей истории театр сохраняет и развивает свои традиции, пытаясь в то же время осваивать новое, идти вперед, удивлять. За прошедшие десятилетия существования театр изменил поколения самарцев, а сегодня, когда информационное пространство стало глобальным, начинает влиять на еще более широкую аудиторию.
Самарский академический театр оперы и балета начал свою историю 1 июня 1931 года. В этот день коллектив, носивший тогда название Средневолжская краевая опера, дал первый спектакль для самарской публики: оперу «Борис Годунов» в постановке режиссера Иосифа Лапицкого и дирижера Антона Эйхенвальда. В первый год существования театра в его репертуаре появились и балетные спектакли: первой балетной премьерой 3 июля 1931 стал «Красный мак» на музыку Рейнгольда Глиэра. 17 ноября 1931 состоялась мировая премьера оперы Антона Эйхенвальда «Степь».
11 января 1934 театр переехал в переоборудованное здание театра-цирка «Олимп» (на месте нынешней Самарской филармонии), которое стало назваться «Театром имени Карла Маркса».
1930-е годы в театре связаны с именами главного режиссера Ивана Просторова и главного балетмейстера Александра Томского.
В 1938 году театру построили здание, которое он занимает по сей день – Дворец культуры на площади Куйбышева в историческом центре города. Сегодня это одно из самых больших театральных зданий в России. Здание построено по проекту ленинградских архитекторов Ноя Троцкого и Николая Каценеленбогена на месте взорванного большевиками кафедрального собора.
В 1939 году вслед за переименованием города новое название получил и театр: Куйбышевский государственный театр оперы и балета.
Балетная труппа театра была заново воссоздана Натальей Даниловой, ученицей Агриппины Вагановой. Первой премьерой обновленной труппы стало «Лебединое озеро» 1940 года. Данилова также много занималась постановками танцев в операх и опереттах, особенно после того, как в июле 1941 к театру оперы и балета присоединен Куйбышевский театр музыкальной комедии. Название нового театра стало звучать так: Куйбышевский областной театр оперы, балета и музыкальной комедии.
Военные годы были уникальным периодом культурной жизни Куйбышева: впервые в истории в регионе функционировал не один, а целых три оперных коллектива: при Куйбышевской филармонии в 1942 году был сформирован передвижной оперный театр для обслуживания райцентров, заводов, колхозов области.
В 1943 году театр наконец вернулся на площадь имени Куйбышева, а год спустя Наталья Данилова второй раз возродила в Куйбышеве балетную труппу и с января 1949 название театра стало звучать так: Куйбышевский государственный театр оперы и балета.
В 1950-е годы в театре работали такие режиссеры, как Анатолий Пикар и Семён Штейн, дирижеры Борис Мерцалов и Савелий Бергольц; балет продолжает развивать Наталья Данилова. В 1955 году театр первым в стране осуществляет премьеру оперы Джузеппе Верди «Симон Бокканегра» (на несколько недель опередив Свердловский театр оперы и балета), в 1957 – мировуюпремьеру оперы Виссариона Шебалина «Укрощение строптивой», в 1958 и 1959 – мировые премьеры балетов Натальи Даниловой «Легенда о любви» на музыку Георгия Крейтнера и «Утес» на музыку Эдуарда Лазарева.
В 1960-е в театр пришел дирижер Иосиф Айзикович, позже – режиссер Георгий Геловани. В 1960 году выпускается мировая премьера оперы Кирилла Молчанова «Улица дель Корно» и мировая премьера балета Натальи Даниловой «Читра» на музыку и либретто Рабиндраната Тагора в оркестровке Ниязи. В 1962 – мировая премьера оперы Василия Дехтерева «Иван Шадрин». В 1966 году театр впервые сотрудничает с Аллой Шелест: она делает постановку балета «Дон Кихот».
В 1970-х годах в театре начилась эпоха режиссера Бориса Рябикина и дирижера Льва Оссовского. Событиями театральной жизни становятся премьеры опер «Дон Жуан» Моцарта (1970), «Любовь д’Артаньяна» Мечислава Вайнберга (1974), «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина (1977); мировая премьера оперы Венедикта Пушкова «Гроза» (1972); советская премьера оперы болгарского композитора Марина Големинова «Ивайло» (1979). В 1972-1974 годах в театре проходит капитальный ремонт, во время которого труппа дает спектакли в городских и областных домах культуры. Балетную труппу на короткое время возглавляет Алла Шелест; вместе с мужем Рафаилом Вагабовым.
1980-е проходят под знаком тех же творцов. В сезоне 1980/81 театр с размахом празднует 50-летний юбилей: появляются балеты Игоря Чернышёва «Гусарская баллада» на музыку Тихона Хренникова и «Помните!» на музыку Андрея Эшпая, выпускается мировая премьера оперы Сергея Слонимского «Мария Стюарт» и первая русскоязычная постановка оперы Джузеппе Верди «Макбет». Летом 1981 театр демонстрирует эти эксклюзивные спектакли и другие свои масштабные постановки на гастролях в Москве на сцены Театра оперетты, и с февраля 1982 начинает носить новое почетное звание: теперь это Куйбышевский государственный академический театр оперы и балета.
Наступила эпоха спектаклей-долгожителей, которые проведут в репертуаре по два десятка лет и больше: «Жизель» Аллы Шелест (1973), «Спящая красавица» Игоря Чернышёва, «Кармен» Земфиры Цаликовой (1984), «Трубадур» Бориса Персиянова и «Баядерка» Игоря Чернышёва (1986), «Летучая мышь» Бориса Рябикина (1991) и так далее.
1990-е начались с нового переименования: к городу вернулось его прежнее имя, поэтому с ноября 1991 актуальным стало название Самарский академический театр оперы и балета. Театр продолжил браться за амбициозные проекты и предлагать зрителям эксклюзивный репертуар. В марте 1991 здесь впервые в России была поставлена опера Сергея Прокофьева «Маддалена» (режиссер – Юрий Александров); состоялись мировые премьеры опер Сергея Слонимского «Гамлет» (1993) и «Видения Иоанна Грозного» (1999); с участием польских постановщиков была поставлена опера Станислава Монюшко «Страшный двор» к 175-летию со дня рождения композитора (1994). С 1995 года начал проходить фестиваль классического балета имени Аллы Шелест. В 1996 состоялась первая постановка иностранной оперы на языке оригинала – это был «Карлик» Александра фон Цемлинского (художественный руководитель постановки – Алексей Парин). В конце десятилетия балетная труппа перешла в руки Никиты Долгушина – эстета, исследователя, реставратора старинных спектаклей; он включит в репертуар свою «Эсмеральду», «Спящую красавицу», балеты Серебряного века.
В XXI век театр вошел с основательным классическим репертуаром, который стал активно пополнять спектаклями, рассчитанными на детскую аудиторию. С 2003 года начал проводиться весенний фестиваль оперного искусства. В 2006-2010 годах здание театра вновь закрылось на капитальную реконструкцию, после которой неузнаваемо изменилась планировка и отделка зала, усовершенствовалось техническое оснащение сцены. Развитием оперной труппы занимался главный дирижер Александр Анисимов, балетной – главный балетмейстер Кирилл Шморгонер.
В 2015 году театру была присуждена премия Правительства Российской Федерации имени Федора Волкова за вклад в развитие театрального искусства Российской Федерации. С середины 2010-х спектакли театра регулярно номинируются на российскую национальную театральную премию «Золотая маска» (оперы «Пиковая дама» и «Леди Макбет Мценского уезда», балет «Эсмеральда») и попадают в ее лонг-лист (балет Кирилла Шморгонера «Серенада», оперетта «Тарам-парам, ни-на ни-на, или Квартирный вопрос их испортил», опера «Любовь к трем апельсинам»).
К концу 2010-х театр возглавили художественный руководитель и главный дирижер Евгений Хохлов, главный балетмейстер Юрий Бурлака, генеральный директор Сергей Филиппов. Репертуар театра пополнился такими мировыми премьерами, как балет-притча Юрия Смекалова «Три маски короля» (2019) и его же балет-couture «Возвращение к жизни» (2020). В 2021 году театр получил первую в своей истории «Золотую Маску»: премию вручили Татьяне Ногиновой за работу художника по костюмам в балете «Бахчисарайский фонтан» (2019).
В 2022 году театру было присвоено имя Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. С июня 2022 театр использует новый бренд: Шостакович Опера Балет.