РАМТ подключился к Проекту «ТеатровИдение»

Российский Аакадемический Молодежный Театр — театр для всех поколений, подключился к Всеройссйискому Проекту «ТеатровИдение». Наследуя традиции Центрального детского театра и сохраняя накопленный опыт, РАМТ находится в центре современного театрального процесса, смело экспериментирует с новыми формами и театральными жанрами. 

Датой рождения театра считается 13 июля 1921 года, когда юная Наталия Сац, с помощью А.В.Луначарского обосновавшись в здании бывшего кинотеатра «Арс» на Тверской, объявила о создании нового театра спектаклем «Жемчужина Адальмины» И.Новикова по сказке З.Топелиуса. Первую свою задачу новый театр видел в том, чтобы стать для детей настоящим домом. Не тем, в который могли бы приходить с родителями лишь избранные, имевшие абонемент и ложи. Создателям виделся театр равно свой для всех детей — и тех, кто успел приобщиться к драматическому искусству, и тех, кто и не ведал о том, что такое театр. Потому с первых же дней существования Московского театра для детей руководители стремились сделать его в каком- то смысле учреждением педагогическим. «Театр» и «для детей» — оба эти определения, стоящие в названии, были одинаково важны. Первый художественно-педагогический Совет театра, куда входили Н.Сац, С.Розанов, С.Богомазов, В.Филиппов, А.Шеншин, Н.Волконский, А. Барков, стремился привлечь к искусству для детей самых лучших представителей творческих профессий. В создании спектаклей принимали участие режиссеры Н. Волконский, А.Дикий, А.Грановский, художники А.Веснин (он был автором первой эмблемы театра), К. Юон, писатели Н.Огнев, С.Шервинский, С.Розанов, Н.Шестаков, композиторы А.Александров, Л.Половинкин и совсем юный Дмитрий Кабалевский, плеяда замечательных актеров. Одновременно с театром возникла педагогическая часть — первыми театральными педагогами были Сергей Григорьевич Розанов и Елена Дмитриевна Волкова.

К началу сезона 1936-1937 года у Центрального детского театра был штат 375 человек, оркестр из 28 человек. «Лучшие драматурги и композиторы повернулись к нам лицом», — писала Наталия Сац. Но настоящее открытие Центрального детского было для нее и ее сподвижников связано с первым спектаклем, в котором открывались новые возможности. 10 декабря 1936 года состоялась премьера «Золотого ключика» Алексея Толстого. Спектакль оформил Вадим Рындин. В эти годы лучшие силы стягивались к новому театру: писатель Евгений Шварц и композитор Михаил Раухвергер написали музыкальную сказку для малышей «Красная шапочка», для старших школьников Д.Даниэль и Д.Кабалевский создали музыкальную пьесу «Изобретатель и комедиант«, Валентин Катаев работал для единственного в мире детского театра над пьесой «Белеет парус одинокий«. Активно сотрудничали с театром композиторы Л.Половинкин, М.Старокадомский, Ю.Шапорин, художники В.Рындин, Б.Эрдман.

В 1937 году Наталия Сац была репрессирована как жена «врага народа». «Двадцать первого августа 1937 года часы моей жизни остановились, — вспоминала впоследствии Наталия Ильинична. — Не знаю почему в тот августовский день… мне было как-то не по себе: душно и тягостно… Смысл поняла через неделю, когда потеряла все — театр, семью, родной город, потеряла внезапно и непонятно…»

История Московского театра для детей завершилась. Началась история Центрального детского театра. Выстраивался новый репертуар, привлекались новые драматургические силы. В конце 1930-х годов свою первую пьесу «Коньки» принес в театр начинающий драматург Сергей Михалков, чья творческая жизнь с той поры тесно связалась с ЦДТ: девять пьес Михалкова были поставлены в разные годы на сцене театра. В январе 1949 года состоялась премьера спектакля «Где-то в Сибири» — пьесу И.Ирошниковой поставил молодой Георгий Товстоногов, а в ноябре того же года О.Пыжова и В.Бибиков показали зрителям спектакль «Ее друзья» — первую пьесу начинающего драматурга Виктора Розова. Так открывалась в Центральном детском новая эпоха — действительно эпоха, потому что, начиная с этого спектакля, впервые сыгранного ноябрьским вечером и прошедшего около двухсот раз, Виктор Розов вошел в историю театра.

Вплоть до 1960 года, а потом еще раз — в период с 1966-го по 1968-й — ЦДТ возглавляет Мария Кнебель, режиссер, выдающийся педагог, сподвижница Станиславского. Кнебель не делает скидок на возраст публики, среди самых известных ее спектаклей — «Горе от ума» и «Мертвые души«. В эти годы театр становится одним из самых популярных в Москве. В 1949 году премьерой в ЦДТ пьесы Виктора Розова «Ее друзья» начинается эпоха «розовских мальчиков» — пылких и бескомпромиссных молодых идеалистов. На пьесах Розова происходит режиссерское становление Анатолия Эфроса. Олег Ефремов переживает первую славу, играя в спектаклях «Страница жизни» и «В добрый час!«. Романтический идеализм пьес Розова как нельзя лучше отвечал духу оттепели — неспроста именно его пьесой «Вечно живые» Ефремов позже откроет театр «Современник». Драматическая студия при ЦДТ, открытая в 1945-м, выпускает спектакль «Друг мой, Колька!«. Пьесу Александра Хмелика со студийцами ставит Анатолий Эфрос.

В 1980 году руководить театром назначен Алексей Бородин.
 Его переводят в Москву из Кирова, где он шесть лет возглавлял ТЮЗ. Вместе с ним приезжает его команда — режиссер Елена Долгина и Станислав Бенедиктов, талантливый художник и сценограф, постоянный соавтор спектаклей Бородина, с 1985 года — главный художник театра.  
 1983 — выходит дилогия Алексея Бородина по роману Гюго «Отверженные». Два года спустя она будет удостоена Государственной премии. Одновременно пьесой Островского «Бедность не порок» открывается Маленькая сцена. 
 1985 — выходит спектакль «Ловушка №46, рост второй». Алексей Бородин назовет его «Чайкой» своего театра. Пьеса Юрия Щекочихина о ловушках современного мира, которые подстерегают молодого человека, родилась из журналистского расследования в «Комсомольской правде». «За окном царил официоз, а здесь, на сцене, была молодая вольница», — вспоминает о спектакле Бородин. С легкой руки Сергея Серова, игравшего в  компании Игоря Нефедова, Алексея Блохина, Юрия Григорьева, Евгения Дворжецкого, Алексея Веселкина и других молодых актеров, Щекочихина в театре стали называть Щекочеховым. 1987 — театр получает звание академического.

1992 — театр именуется Российский академический Молодежный (РАМТ).
 Алексей Бородин так аргументирует смену названия: «В словаре Даля слово «молодость» включает в себя все периоды становления человеческой личности — детство, отрочество, юность. И репертуар театра всецело соответствует своему названию. Здесь можно найти спектакли для всех возрастов: и детские, на которые приходят маленькие зрители со своими родителями, и  подростковые, и взрослые. В этом уникальность нашего театра».

Сегодня РАМТ — это театр академических традиций, интеллектуальных и художественных поисков, демократичный и любимый зрителями разных возрастов. Отличительная особенность РАМТа сегодня — живая реакция на происходящее в театре и в обществе, его открытость своим зрителям, его неповторимая атмосфера, которую чувствует каждый переступивший порог исторического здания на Театральной площади.