Созданный в 1994 году муниципальный театр «Русский стиль» стал четвертым театром в Орле. Название его обосновано тем, что в основу работ положены лучшие традиции русской реалистической литературы. В то же время театр «Русский стиль» постоянно опробует новые формы и жанры, находится в активном творческом поиске. Первой постановкой театра стал спектакль для маленьких зрителей «Золотой ключик». Этим волшебным ключиком «Русский стиль» открыл для многих своих зрителей неповторимый мир нового театра. За первые полгода существования театром было сыграно 150 выездных спектаклей и 40 концертных программ.
В 1998 году театр открыл новый сезон в собственном помещении, старинном здании на улице Тургенева. Первой программной постановкой стал спектакль «Реквием» по пьесе Л. Андреева. Спектакль создавался из образов, символов, аллегорий и приоткрывал завесу над священными тайнами искусства театра.«Посмотрите, как ярко пылает камин в зрительном зале! В завораживающем танце – в унисон с игрой пламени – полыхают шелковыми языками рукава огненно-красного кимоно артиста. Огонь бушует в камине. Огонь играет на сцене… Это не просто привлекательный режиссерский прием – это программный символ театра, его кредо: театр-огонь, дающий свет и тепло милосердия». (Т. Павлова)
В 1999 году был поставлен спектакль «Императрица», посвященный судьбе Екатерины Великой. «Это не только мистика, но и размышления о смысле жизни, попытка как бы отстраненно взглянуть на себя и свою жизнь, оценить все беспристрастно. Императрица в спектакле не ужасающий призрак, а освобожденная душа, вернувшаяся на землю: земное притяжение для нее еще велико, еще работает ее воображение. Таков был замысел. Моей героине мало одной земной жизни – настолько велики и масштабны ее дела, и она продолжает размышлять над ними после смерти» (из интервью М. Соколовой)
В 2012 году спектакль принимал участие в 3-м международном фестивале камерных и моноспектаклей «LUDI» и был награжден за лучшую работу художника.
Одной из больших удач театра стал спектакль «Эзоп», имя баснописца для орловцев и сейчас тесно связано с героем постановки «Русского стиля». «За Эзопом из «Русского стиля» не хочется идти на баррикады. Его хочется слушать, внимать мудрости человека, волею обстоятельств оказавшегося рабом… А прежних спектаклях Эзоп откровенно торжествовал над поверженным рабовладельцем. Здесь он сочувствует своему властелину, который, кстати, ощущает себя человеком, попавшим в полную зависимость от собственного раба. Так у кого же больше свободы – у раба или у хозяина?.. Спектакль о том, что каждый человек за право собственного выбора должен быть готов расплатиться жизнью. И не имеет значения, кто он – бесправный раб, простой смертный, богач или выдающийся деятель, которому дозволено почти все» (В. Евграфов)
Обращаясь к историческому прошлому своего города, «Русский стиль» ставит спектакль «Зачем печалишься, душа моя?» — единственный спектакль по пьесе А. и К. Смородиных, в которой воссоздается образ ученого М.М. Бахтина. Возвращая почти утраченное имя нашего великого земляка, театр воссоздал обстановку самых трагических дней его жизни. «Спектакль охватывает маленький отрезок жизни философа – шесть часов, всего лишь одну ночь, бессонную, мучительную, переломную, между гимнами Советского Союза. Спектакль обладает удивительной силой. Он словно обволакивает, вовлекает в действо. И эти шесть часов из жизни ученого вдруг становятся и вашими. Это вы пытаетесь ответить на извечные вопросы бытия: о вере, Боге, любви, свободе, смерти. Вы мысленно спорите или соглашаетесь с Бахтиным, наконец, просто сопереживаете. Бахтин в спектакле не только крупный ученый, он обычный человек: страдающий, уставший и безумно тоскующий» (О. Чанова)
30 июня 2011 года решением Орловского городского совета народных депутатов театру было присвоено имя М.М. Бахтина.
«Уже в манифесте открывающегося театра были указаны цели и задачи, отвечающие бахтинскому духу – поиск ответов на «проклятые вопросы», которые мучили русских писателей и философов. Это имя сопровождало театр на протяжение всего существования, театр постоянно развивал его идеи смеховой культуры, карнавализации жизни. Недаром в репертуаре театра несколько постановок, касающихся эпохи Средневековья. Оглядываясь на Бахтина, мы искали каждый раз свое, неповторимое, художественно оправданное решение, сопрягая свои радости и боли с условиями сегодняшнего мира» (В. Симоненко)
В настоящее время «Русский стиль» работает и с классикой, и с новой драмой. Репертуар театра формируется на той эмоциональной ноте, которая настраивается сегодняшним дыханием человека, его эмоциональным состоянием. При постановках и классики, и современной драматургии присутствует точное попадание в проблему сегодняшнего дня, стремление сопоставить два поколения, сравнить их нравственные устремления, обнажить их жесткую непримиримость и парадоксальное звучание. Что бы ни ставилось на сцене, во главе угла неизменно остается внутренний мир человека.