Онлайн трансляция спектакля «Алые паруса»Нового молодежного театра Нижнего Тагила 

Второй день демонстрационной сессии «ТеатровИдение» в Екатеринбурге был посвящен разбору отснятой технической видео версии спектакля с точки зрения режиссёра и оператора-постановщика. Его провели оператор-постановщик прямых трансляций Проекта Евгений Тимохин и режиссер-постановщик прямых трансляций проекта Александр Смирнов. Который прошел перед вечерней прямой онлайн- трансляцией спектакля.

Первым требованием для оператора и режиссера видеосъемки является изучение материала и их совместная работа с режиссером спектакля. Во время технической съемки учитывается особенность цветовой палитры декораций, глубина сцены, места, где размещаются камеры, и в соответствии с этим определиться с выбором объективов и аппаратуры в целом. 

На мастер-классе было отмечено, что во многих залах существуют определенные места для размещения видеоаппаратуры, которые являются как компромисс между удобством зрителей и возможностями техники. Важной частью процесса видеосъемки является установка видеокамер в нужной точке.  

Евгений Тимохин обратил внимание на важный момент подготовки к трансляции – освещение. Очень часто режиссеры театральных постановок используют затемненные одноцветные световые схемы для достижения атмосферы таинственности или создания напряженности. Поэтому для съемка таких спектаклей должна производиться светочувствительной аппаратурой с большим динамическим диапазоном. Если сцена залита монохромно, то наиболее сложный для дальнейшей работы красный цвет. По вопросам освещения оператору необходимо сотрудничать с работником осветительного цеха театра, ведь здесь необходимо учитывать множество специальных моментов, касающихся разницы цветовых температур осветительных приборов основной группы освещения.

Александр Смирнов : «Драматургия – это не только ход событий на сцене, но сила и глубина проживания актерами роли. Для передачи таких нюансов нужны крупные планы и, соответственно, отдельная камера. Во время трансляции необходимо поймать и показать зрителю все неожиданные повороты сюжетной линии, взаимодействия разных планов выстроенных мизансцен и многое другое, что заложено режиссером в постановку».

На примере технической съемки было рассмотрено несколько принципов видеомонтажа при прямой трансляции: 

  • монтаж по крупности кадров
  • монтаж по ориентации в пространстве
  • монтаж– съемка двух взаимодействующих друг с другом объектов,
  • монтаж по направлению движения главного объекта в кадре 
  • монтаж по фазе движущихся в кадре 
  • монтаж по темпу движения объектов
  • монтаж по композиции кадра (по смещению центра внимания
  • Монтаж по свету
  • Монтаж по цвету
  • Монтаж по смещению осей съемки. 
  • Монтаж по направлению основной движущейся массы в кадре 

Все они были применены на практике Александром Смирновым во время прямой трансляции спектакля.