Ее танцевальные вариации называли легендарными — или просто «вагановскими». Разработанная Вагановой методика преподавания танца стала основой мировой балетной педагогики, а ее ученики покоряли самых взыскательных зрителей по всему миру. Об этом пойдет речь в лекции, которую проводит преподаватель хореографического отделения Академии русского балета имени А. Я. Вагановой Татьяна Владимировна Пилипенко.
Агриппи́на Я́ковлевна Вага́нова — русская и советская артистка балета, балетмейстер и педагог, основоположник теории русского классического балета, Народная артистка РСФСР, Лауреат Сталинской премии I степени.
Автор книги «Основы классического танца», ставшей основополагающей для русской балетной школы XX века, и разработчик собственной методической системы классического танца, вошедшей в основу подготовки отечественных артистов балета. Синтезировав достижения разных школ и разных педагогов, Ваганова не изобрела принципиально нового. Новым был ее подход к системе обучения классическому танцу. «На педагогическом поприще Ваганову не превзошел никто. – отмечает балетовед Борис Илларионов. – Способная аналитически мыслить, она аккумулировала полученные знания, точно выявляя достижения и недостатки педагогов-предшественников. Ваганова обобщила лучшие достижения французской и итальянской школ. Она систематизировала приемы, взятые у разных педагогов, и создала упорядоченную методику обучения классическому танцу. Методика Вагановой требует правильной постановки корпуса, точной координации всех частей тела. Ваганова придавала важнейшее значение работе рук, добиваясь их выразительности, легкости, пластичности, мягкости, а также энергии и динамического импульса во вращениях и прыжках»
Вагановскую академию прославили не только знаменитые балетмейстеры, но и талантливые выпускники. Например, Анна Павлова, блиставшая в Париже на дягилевских «Русских сезонах», познакомила с русским балетом весь мир, а Марина Семенова в сложные 1920-е доказала родной стране, что классический балет нужен. Успех Академии в разные годы подкрепило творчество Галины Улановой, Феи Балабиной, Наталии Дудинской, Владимира Пономарева (одного из основателей школы мужского классического танца), Матильды Кшесинской, Вацлава Нижинского, Михаила Барышникова, Ульяны Лопаткиной.