Итог фестиваля театральных школ «Вешалка»: 30 трансляций спектаклей, десять творческих встреч онлайн и перспектива новой театральной площадки Петербурга.

В Доме народного творчества на Прилукской улице в Петербурге завершился фестиваль театральных школ «Вешалка». За последние четверть века в России в несколько раз увеличилось число театральных школ. Что происходит с их выпускниками после получения диплома?

«В театре все очень субъективно, — объясняет Владимир Глазков, режиссер и драматург (он преподает в Институте кино и телевидения). — Тут очень важно найти своего мастера, того, кто увидит тебя и сумеет раскрыть. Выбирать надо не институт, а мастерскую».

По мнению Глазкова, каждый из ныне существующих вузов дает студентам шанс. И чем больше мастерских, тем выше вероятность найти свое место на сцене. «Если из курса выходят четыре-пять человек, которые останутся в театре, это уже хорошо», — считает режиссер.

Такая ситуация характерна не только для творческих специальностей. Это примета нашего времени в целом. Сегодня многие выбирают работу, не связанную напрямую с полученным образованием (и потому, что запросы общества очень быстро меняются, и потому, что одни и те же навыки могут пригодиться в самых разных областях). Очевидно, что актерское мастерство — хорошая база для самореализации во многих профессиях, не только театральных. И тем не менее каждому из выпускников хочется попробовать себя в деле, выйти на большую сцену. Одна из целей фестиваля «Вешалка» — дать молодым артистам такую возможность.

«Наш фестиваль был придуман для Кронштадта лет 12 – 13 назад,рассказывает художественный руководитель фестиваля «Вешалка» Алексей Матвеев. — Тогда город задумался о том, что качественный театральный продукт должен быть не только в четырех центральных районах Петербурга, где расположены основные театры, но и в Пушкине, Колпине, Павловске, Кронштадте, даже Зеленогорске. Мы поняли, что, с одной стороны, существуют хорошие, полностью оборудованные площадки (бывшие дома молодежи, дома культуры), а с другой — около 50 дипломных спектаклей в год, которые обычно никто не видит. «Вешалка» родилась как фестиваль, который должен был совместить одно с другим. Восемь лет мы привозили лучшие спектакли сезона в Кронштадт на большую 14‑метровую сцену. К пятому фестивалю уже случалось, что за два часа до начала в зале не было свободных мест. На студенческие постановки люди приезжали из всех районов Петербурга, даже из стран ближнего зарубежья. И мы задумались о том, что нужно и можно расширить наш проект. В Москве, Перми, Новосибирске и других крупных городах есть площадки, репертуар которых составляют молодые театры-студии. В Петербурге такого нет. Нам показалось, что дальнейшим развитием фестиваля может стать становление нового пространства, где все очень дешево, очень молодо, но очень талантливо».

В этом году «Вешалка» впервые прошла в Доме народного творчества на Прилукской улице. В программе было около 30 спектаклей и десять творческих встреч. Раньше к участию допускалась одна постановка от каждого вуза, теперь — две-три, но конкуренция все равно велика, в афишу фестиваля попадают лучшие. Впрочем, здесь нет победителей и побежденных, строгого жюри и распределения мест — только зрительское голосование. Вход был свободный, все мероприятия Фестиваля зрители всего мира могли увидеть в онлайн-трансляции и обсудить в социальных сетях.

«Мы надеемся, что фестиваль подтолкнет площадку Дома народного творчества к развитию, объясняет Алексей Матвеев. — Что со временем здесь спектакли выпускников театральных вузов и молодежных театров-студий станут проходить постоянно и петербуржцы будут знать, что такое место в городе есть».

TheatreV long option