Авторский курс режиссера телеканала «Культура» – Александра Смирнова
10 лекций. Общая продолжительность 14 часов.
О КУРСЕ
Курс уникален по своему содержанию. В нем предпринимается попытка обобщить, систематизировать и изложить в форме учебного материала накопленный более чем за двадцать лет режиссерской работы опыт создания видеоверсий театральных спектаклей.
Александр Смирнов делится своими размышлениями, подходами, выводами, а также примерами практических решений в области многокамерной художественной съемки драматических спектаклей. Огромный практический опыт создания видеоверсий, работа с выдающимися театральными режиссерами, прекрасное знание театра и искренняя любовь к нему, глубокая проработка и систематизация материала, яркое и образное его представление делают лекции Александра не только ценными с практической точки зрения, но и чрезвычайно увлекательными для слушателей. Здесь всегда есть о чем задуматься и о чем поспорить, есть что перенять и с чем не согласиться. А первое философское образование позволяет лектору максимально точно и емко излагать в живом диалоге с присутствующими в аудитории слушателями понятое и прочувствованное за многие годы режиссерской работы.
Александр Смирнов с 2001 года и по настоящее время в качестве режиссера-постановщика и режиссера прямого эфира видеоверсий работает на телеканале “Культура”. Олег Табаков, Лев Додин, Андрон Кончаловский, Юрий Любимов, Римас Туминас, Марк Захаров, Сергей Юрский, Галина Волчек, Людмила Рошкован, Нина Чусова, Владимир Машков, Виктор Рыжаков, Геннадий Шапошников, Александр Марин, Александр Ширвиндт, Константин Богомолов, Евгений Писарев, Антон Яковлев — это далеко не полный список режиссёров, с чьими спектаклями работал Александр Смирнов.
Курс может быть интересен для тех, кто уже занимается или собирается заняться созданием видеоверсий драматических спектаклей. Это могут быть как уже сложившиеся специалисты (в том числе видеорежиссеры и операторы), так и только начинающие работу, как люди, имеющие специальное образование, так и только задумывающиеся о выборе профессии. А особенно интересен этот курс для театральных менеджеров, которым приходится принимать решения о создании и использовании видеоверсий спектаклей. Им он поможет ответить на самые острые вопросы нужно или не нужно создавать видеоверсию и как ее создавать профессионально.
В ПРОГРАММЕ:
Знакомство со спектаклями: задачи знакомства со спектаклем; отсмотр спектакля; отказ от работы как часть работы; отношение создателей спектакля к съёмке спектакля; встреча с режиссёром-постановщиком — режиссёрские “барьеры”; основная проблема многокамерной съёмки драматического спектакля; парадокс — базовое условие работы режиссёр видеоверсии драматического спектакля; определение Пара-Докса; от обычного — к странному и от странного — к реальному; репортажная съёмка как соблазн “простого пути” создания видеоверсии драматического спектакля; результаты знакомства со спектаклем и переход к его изучению.
Изучение спектакля: варианты изучения спектакля; цели и задачи изучения спектакля; расстановка камер как система зависимостей; расстановка камер, как начало монтажа спектакля; варианты количества камер; о несистемном изложении “материала” и невозможности выведения Общих правил по отношению к разным спектаклям (нарушение Правила “оси общения”); адресные планы; вяжущие планы (внутрикадровая композиция); противоречие вяжущих и адресных планов; о возможности художественной видеоверсии спектакля.
Работа с операторами до и во время съёмки: чего добивается режиссёр видеоверсии спектакля; расстановка операторов по камерам; разработка языка общения с операторами во время съёмки; ограничения в работе операторов на съёмке спектакля; что на съёмке хорошо, а что на съёмке плохо.
Блокировка и запоминание спектакля: практикум по запоминанию спектакля; приёмы запоминания спектакля; использование “суфлера” во время съёмки.
Многокамерная съёмка спектакля — от “технологии” к “компетенциям”: опять военные аналогии; что такое “компетенция” (от лат. competere); компетенция в свете многокамерной съёмки спектакля (знание — навык — опыт применения)
О каком знании идёт речь или три “встречи”: встреча с контекстом (рассказ Юрия Буторина о судьбе Бориса Рыжего — съёмка 2023);
встреча с контентом (понимание спектакля на примере “Шинели” Новосибирского театра “Глобус” — съёмка 2023 г. и спектакля “Самые добрые” Красноярского ТЮЗА — съёмка 2023 г.); встреча с самим собой (допущения “три Пэ” — Понятность / min-max /, Прозрачность и Парадокс, как навыки)
Прыжок или возвращение на “твёрдую почву” технологий — студийный монтаж видеоверсии спектакля : делай раз — контроль за “точкой внимания”; делай два — “переводим” не слова, а фразы (виды монтажных фраз : по движениям, по репликам, по эмоциям);
делай три — выделение акцентов на примере фрагмента спектакля “Отцы и дети” театра Табакова — съёмка 2008 г. (взаимосвязь Акцента с крупностью, длительностью и цветностью плана); нелирическое отступление к теории Перевода — актуальное членение ( “тема” и “рема” — Ирина Алексеева “Матрица методик подготовки переводчика” изд. 2023г.); лирическое отступление к теории Перевода — согласование времён и точка зрения экранного зрителя (анализ фрагмента повести А.П.Чехова “Три года” — Владимир Бабков “Игра слов” изд. 2023 г.)
Проблемы студийного монтажа спектакля: доля и роль общих планов в видеоверсии спектакля (правила и исключения); cat или mix — чистота приёма (фрагмент спектакля “Фантазии Фарятьева” Мытищинского театра драмы и комедии — съёмка 2017 г.); приборы, кулисы и подстройки камеры в кадре; монтажная склейка как выбор смысла.
Производство видеоверсии и теория театра: лирическое выступление — насколько оно правомерно?; “теоретики поневоле”; Фридрих Ницше и Максимилиан Волошин о “Театре как сновидении” ( журнал “Маски” 1912-1913 г.); ещё раз об “остановке личного времени” (беседа Товстоногова со студентами в декабре 1982 г.); попытка выстроить “технологию” производства видеоверсии на основе теории “сна” ( заснуть — проснуться — усыпить ); и снова о приборах в кадре — обещание “Рыжего”.
Практикум по теме «Студийный монтаж многокамерной съёмки драматического спектакля»локировка и запоминание спектакля: (на базе 5 фрагментов спектакля “… и наказание” Рязанского театра кукол — съёмка 2023 г.)
Авторский курс Александра Смирнова «Художественные аспекты многокамерной съемки драматического спектакля» в свободном доступе для специалистов театров, подключившихся к цифровой платформе «ТеатровИдение»