Фестиваль Romaeuropa – цифровые артисты и мокьюментари как декорация спектакля

В Риме начался фестиваль Romaeuropa, одной из основных тем которого стало осмысление новой реальности, в которой диджитал-технологии позволяют создавать синтетические спектакли, объединяющие актерское мастерство с полностью цифровым оформлением.

Таким, например, является яркий эксперимент в кибернетическом танце сингапурского хореографа, танцора и видеохудожника Чой Ка Файя. Во время спектакля он подключен эластичными кабелями к экрану за сценой и с помощью технологии захвата движений передает хореографический рисунок трехмерному цифровому аватару.  Этот аватар не копия автора, а «воскрешённый» классик театра Буто Тацуми Хидзикату. Задача танцора в этой инновационной работе заключается в том, чтобы создать импровизационный пластический дуэт, в котором один из участников – диджитал-объект. С помощью такого сложного технологического решения Чой Ка Фай раскрывает, как темы дегуманизации и потери идентичности, характерные для Буто, в наше время мигрируют в образы и коды, генерируемые цифровыми инструментами.

В «Антигоне на Амазонке» швейцарских режиссер Мило Рау создает современную версию древней трагедии Софокла, переместив ее действие в бразильские джунгли, а героев сделав коренным населением этих мест. Во время постановочного периода Рау отправился в Амазонию и снял фильм с участием местных жителей. Самым ярким событием стала съемка блокады дороги в тропическом лесу. Там двести человек вновь пережили тяжелый исторический эпизод — «марш за земельную реформу»: двадцать семь лет назад в том же месте военной полицией были убиты девять фермеров, выступавших против национализации их земли. Этот мокьюментари-фильм полностью вошел в спектакль как цифровая декорация – он постоянно транслируется во время действия.

Постановщица Сьюзан Кеннеди  в спектакле «Анджела (странная петля)» пытается понять, как человек отвечает на вопрос о самоидентификации, когда границы между реальностью и виртуальным миром практически стерты и VR уже становится ежедневным опытом. Главная героиня Анджела живет обычной жизнью, на экране за ее спиной, каждый эпизод из ее биографии дополняется мультимедийными полотнами соавтора Кеннеди – художника Маркуса Селга.  В итоге Кеннеди визуализирует процесс перехода к новой социо-культурной модели общества, в которой даже мышление станет диджитальным.