Челябинский государственный театр кукол – один из старейших в России и на Урале подключается к Проекту «ТеатровИдение». История Театра началась с двухсотлетнего Петрушки, купленного актерами Гаряновыми у старого московского мастера. Очарование куклы, ее «актерские» возможности подсказали Гаряновым идею создания театра кукол. Но до исполнения желания было далеко. Вначале появились отдельные спектакли, часто они шли на сцене драматического театра. В 1935 г. театру был присвоен государственный статус, а 2 октября 1935 г. открылся его первый театральный сезон. Первой постановкой кукольного театра стал спектакль «Каштанка». Поэтому именно 2 октября 1935 года считается днём рождения Челябинского кукольного театра.
Через год при театре была создана первая в стране студия, готовившая актеров-кукловодов . А еще через год, в 1937 году, молодой театр заявил о себе во весь голос, став лауреатом Всероссийского конкурса театров кукол в Москве. Два спектакля театра – «Веселый портняжка» и «Концерт марионеток» — были отмечены жюри конкурса и зрителями.
Первоначально организованный как городской, в 1959 году Челябинский театр кукол был преобразован в областной. История театра в 50-60-е годы связана с именами режиссеров Н. Лещинской, Т. Никитиной, А. Лаврещука, В. Куликова. Спектакли той поры – «Серебряное копытце», «Тигренок Петрик», «Кот Гусляр», «Три поросенка», «Мальчиш-Кибальчиш», «Катькин день», «О чем рассказали волшебники» и др. — пользовались неизменным успехом у зрителей, отмечались на фестивалях театров кукол.
В 1970-е годы в театре начинается эпоха неширмовых спектаклей, которая связана с именами главного режиссера Людвига Устинова и главного художника Леонида Рошко. Теперь кукла и актер – партнеры по сцене, выступают на равных. Открывается сценическое пространство, которое необходимо осваивать актеру в живом плане. Зрители впервые увидели на сцене актера, работающего с куклой, в спектаклях «Жирафенок», «Пушок-волшебник», «Три поросенка», «Колобок». На сцене появляются спектакли для взрослых — «Влюбленные боги», «Любовь и три апельсина». В 1972 театр получил отреставрированное здание по ул. Кирова, 8, где находится по сей день.
С 1977 г. главный режиссер театра — Валерий Вольховский. Следующее 10-летие называют «золотым веком» театра. Вольховский — один из когорты режиссеров-кукольников, в корне изменивших традиционное представление о театре кукол. Вольховский поднял искусство кукольного театра на небывалую эстетическую и этическую высоту, создал театр-дом.
Его детские спектакли Вольховского на ярком театральном языке, без назидания и снисходительности говорили с маленьким зрителем о необходимости познания мира во всем его многообразии, о добре и зле, поиске своего места в жизни, об истинных и мнимых ценностях Вместе с Вольховским в челябинский театр пришла «большая» драматургия: Ж. Ануй, А. де Сент-Экзюпери, Б. Брехт, Н. В. Гоголь… В 1979 спектакль «Соломенный жаворонок» был с успехом показан на фестивале в Шарлевиль-Мезьере (Франция). В 1985 спектакль «Мертвые души» получил Гран-при и диплом за режиссуру на фестивале в венгерском г. Печ. В том же 1985 спектакли «Карьера Артуро Уи…», «Мертвые души», «Аистенок и Пугало» принесли режиссеру Вольховскому, художнику Елене Луценко и актерам Виктору Голованову и Владиславу Чернявскому звания лауреатов Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского.
В 1987-89 главным режиссером театра был Михаил Хусид— режиссер иного творческого направления, мастер обостренной формы, осуществивший несколько интересных экспериментальных постановок. Это, прежде всего, спектакли «Что было после спасения» (по рассказам Д. Сэлинджера и Р. Яна) и «Я, Фауст…». Этот спектакль, своеобразный опыт театрального авангарда, успешно гастролировал по Германии. В 1988 в театре образовано творческое объединение «Чёрный театр» актеров и режиссеров Александра Борока и Сергея Плотова. За время существования «Черного театра» ими были придуманы, написаны, поставлены и сыграны спектакли: «Спокуха, Маша!» (рок-опера по повести А.С.Пушкина «Дубровский»), «Рассказы о Ленине», «Вещь» (по Д. Храмсу), «Невольные переводы из Шекспира» («ГамлЕт», «ОТеЛЛО»), а также множество концертных программ и «капустников». «Черный театр» — лауреат международных фестивалей в Санкт-Петербурге, Архангельске, Рязани, Перми, Нижнем Новгороде, пятикратный призер Всероссийского фестиваля театральных капустников «Веселая коза».
В 1991 г. главным режиссером театра становится Владимир Гусаров, который ставит ряд ярких спектаклей с удивительно тонкой атмосферой – это «Аленький цветочек», «Куда ты, Жеребенок?», «Принцесса и эхо», «Бармалей против Айболита». В 1993 в театр возвращается режиссер Людвиг Устинов, ставит спектакли «Машенька и медведь», «Морозко», «Живая вода».
С 1996 года руководит театром главный режиссер Александр Борок. Его азарт, жажда творчества и высокий профессионализм труппы позволил одержать несколько творческих побед. В соавторстве с Сергеем Плотовым и заведующей музыкальной частью театра Гильдой Казарцевой поставлен спектакль, явившийся событием в российском театральном пространстве конца 90-х, — «История любви». Этот музыкальный спектакль для пяти актрис по городским дворовым песням ХХ века был участником нескольких российских и международных фестивалей, получил гран-при VII-го открытого Уральского фестиваля театров кукол, был записан и неоднократно показан телеканалом «Культура». А за Челябинским кукольным прочно утвердилась слава «поющего» театра. В 2000 году Александр Борок ставит «Историю болезни» — спектакль, получивший гран-при VIII Открытого фестиваля театров кукол «Большой Урал».
В 2006 году театру присвоено имя Валерия Вольховского. В этом же, 2006 году, Челябинский театр кукол выступил организатором Международного Фестиваля театров кукол «Соломенный Жаворонок», на котором состоялось торжественное открытие мемориальной доски Валерию Вольховскому. В 2015 году Челябинский государственный театр кукол имени В. Вольховского отметил 80 лет со дня основания. Такая серьезная дата ознаменована не менее серьезными достижениями: театр является лауреатом Национальной театральной премии «Золотая маска», лауреатом Премии правительства РФ имени Федора Волкова за значительный вклад в развитие театрального искусства России, внесен в национальный реестр «Ведущие учреждения культуры России» за успехи и достижения в области театрального искусства.
Театр активно гастролирует по России, является лауреатом и участником многочисленных зарубежных и российских фестивалей, в том числе был участником международного фестиваля театров кукол стран Причерноморья в рамках Культурной олимпиады «Сочи-2014».
Также челябинский театр кукол один из немногих российских театров, имеющих свой собственный Международный фестиваль взрослых кукольных спектаклей «Соломенный жаворонок», посвященный Валерию Вольховскому — Мастеру, чье имя носит театр.