Балет-голограмма об искусственном интеллекте

25 июня в Москве на Малой сцене Детского музыкального театра имени Наталии Сац прошла премьера спектакля «Двухсотлетний человек» по мотивам одноимённой повести одного из самых известных научных фантастов современности Айзека Азимова. Ее жанр определен как «балет-голограмма».

Эта работа – заключительная часть футуристической трилогии художественного руководителя театра Георгия Исаакяна «Я, робот», исследующей взаимоотношения человека и искусственного интеллекта.

Первая часть трилогии — AR-опера «Любовь к трём цукербринам» по роману Виктора Пелевина — была показана в конце июня 2022 года. Второй частью является «компьютерная драма» «ОНА» по сценарию одноимённого фильма Спайка Джонса.

Важнейшей составляющей футуристической трилогии «Я, робот» стали современные технологии. Это прорыв в сочетании живого театра и высокотехнологичных компьютерных и визуальных систем: добавленной и виртуальной реальности, динамических голограмм, «умного» и компьютерно-синтезированного звука.

В «Двухсотлетнем человеке» к ним добивалась технология фотограмметрии, позволяющая перевести множество фотографий одного объекта в 3D-модель и анимировать ее. В спектакле за нее отвечает специалист по музыкально-компьютерным технологиям, художник визуальных эффектов Илья Шушаров.

«Миссия уникального, единственного в мире музыкального театра для детей и юношества, Театра имени Наталии Сац, заставляет нас все время обращаться к большим и сложным темам современности. В футуристической трилогии “Я, робот” мы обратились к чрезвычайно важной теме: взаимоотношения человека и искусственного интеллекта, разные аспекты столкновения человека и машины. В этом контексте, конечно же, мы просто обязаны были взять повесть Айзека Азимова “Двухсотлетний человек”, где едва ли не впервые в мировой литературе эта тема была поднята и осмыслена так глубоко и талантливо. Мы считаем, что настоящий сегодняшний большой академический театр не должен бояться больших и сложных разговоров с публикой, а как раз должен их инициировать», – рассказал о своей работе Георгий Исаакян.