В сентябре в Казани пройдет очередной фестиваль молодой режиссуры «Артмиграция». В этом году экспертный совет, отбирая спектакли, сделал акцент на том, чтобы каждый из них отражал поиск новых форм в театре, в том числе с использованием современных цифровых и видео технологий.
Ярким примером такой работы является диджитал-спектакль «Гамлет. Машина. Цемент», поставленный Степаном Петкеевым в Марийском национальном театре драмы им. М. Шкетана. В этой работе режиссер смело объединил онлайн-трансляцию во время спектакля с видео-декорациями в новаторском для сцены формате 4k, снятыми в разных локациях Йошкар-Олы на black-magic камеру.
Запоминающимся экспериментом в афише таже можно назвать «Похмелье» из Пермского театра оперы и балета, созданное в жанре «диджитал-оперы для титров с оркестром». Это дебют в качестве музыкального руководителя постановки дирижера Пермского театра оперы и балета Ивана Худякова-Веденяпина, который работал над проектом вместе с режиссером Федором Федотовым. Авторы постановки активно взаимодействовали с цифровыми технологиями, включая искусственный интеллект, — соавтором медиа-сценографии «Похмелья» является нейросеть, которая с помощью визуальных и световых решений отразила поток сознания главного героя, находящегося в глубоком моральном и физическом кризисе.
А режиссер Максим Соколов, поставивший в Томском драматическом театре «Преступление и наказание», неожиданно использовал для очередной версии русской классики не только кино-стилистику современных азиатских фильмов, но и дополнил ее кинематографическими технологиями, работающими прямо во время спектакля: это и мокьюментари-съемка с прямой трансляцией на большой экран, и кадры из фильмов Кар-Вая, и применение кинопрожекторов для создания световой партитуры.