Ровно через год после Всемирной выставки в 1881 года, в продажу в Париже поступили необычные аппараты «Театрофоны» разработаные французским инженером Клеманом Адером которые позволяли прослушивать оперу и спектакли в режиме реального времени через наушники.
Вечером,14 ноября состоялась первая трансляция. Микрофоны были поставлены со всех сторон сцены Оперы Гарнье и позволяли слушать оперу, оставаясь дома. Через месяцев это новшество завоевало сцены и других театров театров Парижа.
Выпуск театрофонов сопровождался рекламными афишами, а также разъяснительными гравюрами и рисунками. По рисункам видно, что модели театрофонов были разные: от совсем небольших домашних до целых станций, даже комнат, оборудованных такими аппаратами, часто в больших дорогих отелях и ресторанах.
Вот что писали в рекламе того времени: «Театр у вас дома: Опера-Комическая опера-Варьете-Новости-Французская комедия-Концерты! Абонемент позволяет каждый день пользоваться театрофоном до 3-х человек одновременно! Цена абонемента — 60 франков!» В парижских буржуазных кругах это было очень модно — иметь такой театрофон дома, и, принимая у себя гостей, после игры в шарады, предложить послушать оперу по театрофону. Вместе с абонементным обслуживанием на телефон, пользователи брали и абонементы на театрофон.
Виктор Гюго вспоминал, как он со своими внуками ходил слушать театрофон в отель, и можно было переключаться с классической оперы на комическую только одним движением руки, лишь меняя наушники театрофона! Пруст из-за своих проблем со здоровьем не мог выходить из дома, так он стал просто адептом театрофона, а в 1911 году взял даже абонентное обслуживание!
Спустя несколько лет, эстафету театрофономании подхватили англичане. С 1895 по 1926 год в Великобритании существовал сервис Electrophone Audio. Британец Х. С. Дж. Бут основал компанию «Электрофон» (Electophone) в 1894 году. Сеть начала работать в Лондоне с 1895 года. Сервис состоял в том, что пользователей подключали напрямую к микрофонам, установленным в театрах, концертных залах, где проходили всевозможные шоу, а также в церквях, где читались воскресные проповеди. В театрах микрофоны прятались за рампой, а в церквях — в деревянных муляжах Библии).
Таким образом, театрофон стал предшественником прямых трансляций. Коммерческое производство театрофона продолжалось в Париже с 1890 по 1932 год, с предложением передачи не только трансляций из театров, но и церковных богослужений, последних новостей и даже трансляций домашних концертов.
Театрофон просуществовал до 1932 года, уступив место зарождавшемуся радио! А изобретатель театрофона Клемaн Адер благодаря успеху своего изобретения на вырученные деньги стал заниматься авиацией.
Сегодня это звучит как фантастика, но сегодня, впостоянной экспозиции Musée de Radio France в Париже можно увидеть настоящие театрофоны и представить себе, как они работали!